8 февраля губернатор провёл заседание Экологического совета

Кроме членов совещательного органа в обсуждении повестки приняли участие приглашённые эксперты, руководители органов исполнительной власти области и местного самоуправления, представители региональных управлений федеральных ведомств, депутаты и общественники.

Глава региона отметил, что три предыдущих заседания Совета были посвящены вопросам обращения с твёрдыми коммунальными отходами и так называемой «мусорной реформе», однако не только эти темы составляют региональную экологическую повестку: «Этот факт справедливо отметила на нашей прошлогодней встрече уважаемый член Совета, исполнительный директор областной Ассоциации недропользователей Ольга Орехова. Мы её предложение услышали и решили вынести на обсуждение компетентной общественности хоть и достаточно специфические, но тем не менее актуальные вопросы недропользования».

Директор Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области Татьяна Клименко проинформировала участников встречи об общем состоянии минерально-сырьевой базы региона. Государственная политика в сфере недропользования строится в рамках региональной госпрограммы «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование». На государственном балансе учтены 430 месторождений общераспространённых полезных ископаемых (твёрдых полезных ископаемых и торфа).

Суммарная добыча общераспространённых полезных ископаемых по Владимирской области в 2020 году оценивается в 14,5 млн кубометров, или 99 процентов от уровня предыдущего года. Наибольшее количество в структуре объёмов добычи занимает песчано-гравийный материал, пески и карбонатные породы. Незначительные объёмы охватывают кирпичные глины и торф.

В последние годы наметилась тенденция к уменьшению количества предоставленных в пользование недр: если на начало 2017 года в пользование было предоставлено 169 участков, то в 2020 году это количество составляло 124. Некоторые недропользователи приступили к рекультивации отработанных площадей.

Воспроизводство минерально-сырьевой базы выполняется путём проведения геологоразведочных работ на основе лицензирования. Последние 10 лет эти работы осуществлялись из внебюджетных источников за счёт средств недропользователей. В 2020 году выполнены поисково-оценочные работы на одном участке недр. Прирост запасов составил 270 тыс. кубометров строительных песков.

Большая работа проводится в рамках государственного экологического надзора по охране и рациональному использованию недр. Несмотря на то, что в 2020 году был введён ряд ограничений из-за коронавируса, показатели по надзору даже улучшились. На 36 процентов увеличилось количество выездных проверок и на 56 процентов – число лиц, привлечённых к административной ответственности. Совместно с органами прокуратуры и налоговой инспекцией в 4,5 раза больше выявлено фактов безлицензионного пользования недрами.

Рациональное недропользование заключается не только в понуждении участников этого процесса добывать полезные ископаемые в соответствии с законодательством, но и в глубокой переработке добытого материала и строительства на базе месторождений различных производств. Сегодня 21 из 118 лицензиатов имеют такие предприятия. Только в 2020 году были открыты два завод – по производству известняка на базе Добрятинского месторождения карбонатных пород и по выпуску органических удобрений – на базе Славцевско-Островского месторождения торфа.

Повестку заседания Совета также составили вопросы использования земель лесного фонда и сельскохозяйственного назначения, связанных с недропользованием, а также проблемы правоприменения земельного законодательства.

Среди острых вопросов, возникающих у недропользователей после получения лицензии на недра, – оформление земельного или лесного участка в пользование. Многие недропользователи столкнулись с процедурой перевода земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию промышленности и иного специального назначения. Процедура достаточно длительная, занимает примерно 1-2 года, потому что зачастую требуется вносить изменения в генпланы поселений. И на этот период деятельность производства приостанавливается. Ставки арендной платы по категории земель промышленности значительно выше, что является положительным моментом для пополнения доходной части бюджета, но в то же время высвобождаются рабочие места, что в некрупных населённых пунктах может вызывать социальную напряженность.

Один из возможных вариантов решить вопрос – законодательно закрепить норму, аналогичную лесному законодательству, предусматривающую восстановление земель под ту категорию, при которой было предоставлено право пользования недрами. В настоящее время Департаментом при предоставлении участков недр по аукциону прорабатываются возможные обременения по земельным участкам.

Члены Совета обсудили ещё одну актуальную тему – регламентирование работ по созданию на участке противопожарного водоёма. Такие объекты не относятся к объектам капитального строительства, поэтому нет каких-либо чётких норм по их разработке и согласованию с учётом требований законодательства о недрах. Многочисленные нарушения законодательства о недрах происходят и при строительстве водоёмов для дальнейшего ведения фермерского хозяйства. В частности, собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы участков не могут при строительстве водоёмов вывозить образующиеся в ходе работ строительный песок, торф и иные полезные ископаемые. Этот вопрос также требует законодательной проработки.

По итогам заседания Экологического совета все прозвучавшие предложения и замечания будут проанализированы и вынесены в отдельное решение.

Visits: 8

Добавить комментарий