На очередном заседании Общественного совета по развитию образования обсудили вопросы профориентации

18 мая в конференц-зале Управления образования прошло очередное заседание Общественного Совета по развитию образования под руководством председателя Совета Елены Пости. Помимо общественников и педагогов в совещании принимали участие врио главы администрации по социальным вопросам Екатерина Ульянова и начальник Управления образования г. Коврова Сергей Павлюк. Главной темой обсуждения на этот раз стала профориентационная работа с обучающимися, формирование у них мотивации на выбор профессий и специальностей, актуальных для экономики города.

В Коврове реализуется модель профессиональной ориентации школьников, структурными единицами которой являются образовательные организации, служба социально-психологического и информационного сопровождения, социальные партнеры: учреждения среднего и высшего профессионального образования, промышленные предприятия и организации города. Как отметил начальник Управления образования Сергей Павлюк, образовательные организации г. Коврова обладают большим инновационным опытом, что позволяет практическим путем нащупать тенденции, актуальность которых подтверждается впоследствии на федеральном уровне. Вот и муниципальная модель профориентационной работы с обучающимися в г. Коврове носит опережающий характер и полностью интегрируется с федеральной программой, утверждённой Министерством просвещения Российской Федерации.

О муниципальной модели ранней профориентации дошкольников рассказали старший методист ИМЦ Ирина Белова и заведующий МБДОУ №12 Екатерина Кожевникова. Они в частности подчеркнули, что ранняя профориентация в дошкольном образовании – это не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение уже на следующей ступени образования. В детских садах Коврова успешно реализуется несколько проектов: «Киндерленд или детский городок профессий», ежегодный конкурс для дошкольников и младших школьников «Это мой город!», муниципальный чемпионат «Вaby Skills», ежегодная акция среди воспитанников и их родителей «Тюльпан желаний».

Заместитель заведующего отделом общего образования Елена Потапова представила общественникам муниципальную модель профориентационной работы с обучающимися.

В начальных классах ребята продолжают знакомиться с миром профессий и в рамках изучения учебного предмета «Окружающий мир», и в рамках организованных экскурсиях. Также, начиная с начальной школы, школьники города участвуют в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков по профессиональной навигации «Проектория».

На этапе основного общего образования профориентация школьников становится все более деятельностной и практико-ориентированной. В рамках реализации Национального проекта «Успех каждого ребенка» в школах города внедряется Всероссийский проект по ранней профориентации «Билет в будущее».

С 2015 года в ФГБОУ ВО «Ковровской государственной технологической академии имени В.А. Дегтярева» функционирует Центр инновационного развития школьников, где каждый учащийся может выбрать курс, необходимый для построения в дальнейшем своей образовательной траектории и самоопределения. На этапе среднего общего образования учащиеся продолжают погружаться в выбранную профессиональную сферу в профильных классах.

Известно, что Ковров испытывает дефицит нехватки педагогических кадров. В целях снижения остроты данной проблемы, мотивации обучающихся к выбору педагогических профессий в МБОУ СОШ № 11 созданы гуманитарно-педагогические классы, а также открытие на базе МБОУ СОШ № 5 филиала Владимирского педколледжа.

Основу экономики города составляют предприятия оборонной промышленности и машиностроения, поэтому муниципальная система профориентации ориентирует школьников на выбор профессий инженерно-технологического профиля. Акцент делается на погружение в практическую деятельность, например, прохождение социальных практик на предприятиях города. В межшкольном учебном комбинате организована профессиональная подготовка обучающихся.

Совершенствованию профессиональной ориентации подрастающего поколения способствует и дополнительное образование школьников.

Так в сентябре 2022 года в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 23 открыт Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Детский технопарк «Школьный Кванториум». Об его работе подробно рассказали директор СОШ №23 Наталья Лимонова и руководитель технопарка Марина Ерхалева. В «Кванториуме» организовано проведение занятий курсов внеурочной деятельности и общеобразовательных развивающих программ дополнительного образования естественно-научной и технологической направленности, из них 23 программы реализуются в системе ПФДО.

Развитию системы инженерно-технического образования способствует и реализация, разработанной управлением образования, совместно с ВРО ООО “Союз машиностроителей России” АО “ВНИИ “Сигнал”, ФГБОУ ВО КГТА, МБОУ “ЦДОД “Родничок”, дорожной карты по созданию в образовательном пространстве города модели непрерывного инженерного образования: дополнительное образование – школа – ВУЗ – предприятие. В рамках проекта на территории КГТА совместно с ВНИИ «Сигнал» и ЦДОД «Родничок» была создана Лаборатории им. Ю.М. Сазыкина. О перспективах развития лаборатории собравшимся рассказала методист ЦДОД «Родничок» Наталья Задонская. В частности она сообщила, помимо робототехнических направлений, с нового учебного года в активе лаборатории появятся новые дополнительные программы: «Основы работы на станках с ЧПУ» и «Беспилотные летательные аппараты»

В рамках Соглашения о сотрудничестве между администрацией города Коврова и ОАО «ЗиД» для обучающихся реализуется профориентационный проект «От истории завода – к выбору профессии».

С ноября 2020 года совместно с АО ТВЭЛ ГК «Росатом» в лице «ВПО «Точмаш» и ПАО «КМЗ» и образовательными организациями города реализуется Тематический план действий по реализации дорожной карты: Mission: Talent.Rosatom Roadmap 2030.

Стоит также отметить, что ежегодно растет число участников конкурсов и соревнований профориентационной направленности, например, таких как чемпионат профессионального мастерства «Профессионалы», всероссийский конкурс “Большая перемена”, межрегиональный Хакатон по промышленной и сервисной робототехнике «РобоПром – Владимир 2023» и др.

В завершении заседания заместить директора КПГК Елена Пости и декан факультета экономики и менеджмента КГТА Анна Быкова подчеркнули, что образовательные организации профессионального образования чутко реагируют на потребности экономики нашего региона. Раз в 5 лет распоряжением Губернатора области формируется отраслевой заказ, в соответствии с которым и формируются в дальнейшем контрольные цифры приема. В настоящее время среди востребованных специальностей доминируют профессии машиностроительной отрасли и металлообработки. В КПГК в 2 раза увеличено количество мест для операторов и наладчиков станков с ЧПУ, в ТОПе также сегодня находятся специальности по технологии машиностроения, сварщики, IT-специальности. Похожая ситуация и в высшем образовании. Те 10 технических направлений подготовки в КГТА и 3 гуманитарных полностью соответствуют потребностям городского и регионального труда.

Visits: 11

Добавить комментарий